Психологическая подготовка к ЕГЭ

     Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    средняя общеобразовательная

школа № 5

    с углублённым изучением   

отдельных предметов

г. Солнечногорска

Психологическая подготовка к ЕГЭ

 

Единый государственный экзамен – это новая реальность в нашем образовательном пространстве. И, как все новое, он вызывает тревогу, недопонимание, даже негативные эмоциональные установки и убеждения. К тому же, экзаменационный стресс занимает одно из первых мест среди причин, вызывающих психическое напряжение.

Для психологической подготовки к ЕГЭ важно:

1. Знание особенностей и процедуры Единого государственного экзамена, изменение  негативных  эмоциональных установок на ЕГЭ:

а) владение полной информацией о самом экзамене, его целях и процедуре.

(«ЕГЭ - это система бесплатных экзаменов по отдельным предметам. Результаты ЕГЭ одновременно учитываются в школьном аттестате и при поступлении в вузы. При  проведении этих экзаменов на всей территории России применяются однотипные задания и система независимой внешней оценки ( в том числе с помощью компьютера), основанная на использовании единой шкалы и критериев оценки. Экзамен по каждому предмету включает вопросы и задания трех разных типов.

В процессе сдачи ЕГЭ требуются: высокая мобильность, переключаемость; высокий уровень организации деятельности; высокая и устойчивая работоспособность; высокий уровень концентрации внимания, произвольности. Из личностных особенностей важна адекватная самооценка своих знаний, умений, способностей;  самостоятельность мышления и действия, целеустремленность»);

б) нахождение  плюсов  ЕГЭ.

(Например, сдавать экзамены надо только в школе; возможность поступления  в несколько вузов одновременно;  экзаменационная оценка максимально объективна, нет предвзятого отношения к ученику; можно заметить и исправить ошибки при проверке собственной работы).

2. Умение пользоваться основными способами снижения тревоги, нервно-психического напряжения в стрессовой ситуации:

а)  аутотренинг - позволяет человеку создать подходящий настрой, добиться спокойствия. Формулы аутотренинга направлены на подсознание.

Пример аутогенной тренировки ( 3-5 минут).

Сесть удобно, закрыть глаза. Спина прямая. руки лежат на коленях. Сосредоточиться на формуле «Я спокоен». Мысли отгонять не стоит, так как это вызовет дополнительное напряжение, позвольте им проплывать, подобно облакам в небе.

Мысленно повторить 5-6 раз: «Правая рука тяжелая».

Затем повторить исходную формулу: «Я спокоен».

Затем снова 5-6 раз произнесите: «Левая рука тяжелая».

Снова повторите мысленно: «Я спокоен. Я готов, я собран, я уверен в успехе!».

Для того чтобы привести тело в исходное состояние, сжать кисти в кулаки и открыть глаза, сделав глубокий вдох и выдох.

Возможны другие положительные утверждения для аутогенной тренировки.

б) релаксация ( мышечная или с помощью дыхания).

Состояние тревоги обычно связано с мышечным напряжением. Иногда для того, чтобы достичь спокойствия, достаточно бывает расслабиться. Сначала мышцы необходимо специально сильно напрячь, затем расслабить.

Примеры упражнений на релаксацию.

«Дыхательная релаксация».

Дыхание на счет. Принять удобную позу,  закрыть  глаза и сосредоточиться на дыхании. На четыре счета делается вдох, на четыре счета - выдох.

Или: глубокий вдох, задержать дыхание и долгий выдох.

«Мышечная релаксация».

«Лимон».

«Представьте, что в левой руке у вас лимон. Сожмите руку в кулак так сильно, чтобы из лимона начал капать сок. Еще сильнее. А теперь бросьте лимон и почувствуйте, как ваша рука расслабилась, как ей приятно и спокойно». (Повторять с каждой рукой по 3 раза).

«Муха».

«Представьте, что вам на нос села муха и вам без помощи рук нужно прогнать ее.

Покрутите носом вправо и лево, наморщите его, напрягите все мышцы лица…А теперь расслабьте лицо. Муха улетела. Почувствуйте, как состояние покоя приятно разливается по вашему лицу…»(3 раза).

«Жмурки».

«Нужно зажмурить глаза, чтобы солнце не слепило их. Крепко-крепко сожмите веки. Еще сильнее, еще крепче. Но вот солнце уходит и лицо можно расслабить…»(3 раза).

Для мышц ног, тела  подходит любое сначала их напряжение, затем расслабление.

Можно как бы «стряхнуть» с себя воображаемую воду . Начать с ладоней, локтей и плеч. При этом представляя, как все неприятное слетает с вас как с гуся вода. Потом - ноги, затем голова.

в)  медитация - состояние глубокого сосредоточения на одном объекте.

Выбрать любой предмет (часы, кольцо, ручку и т.д.) и положить его перед собой. В течение 4-х минут удерживайте все внимание на этом предмете, внимательно его рассматривайте, старайтесь не отвлекаться ни на какие посторонние мысли.

3. Быть уверенным в себе.

Прежде всего, важно вести себя уверенно (уверенная поза, жесты, движения, голос) и тогда придет ощущение уверенности. Кроме того, у каждого есть свои собственные ресурсы, на которые можно опираться в стрессовой ситуации. Например, поможет упражнение «Мои ресурсы»:

«Разделить лист бумаги на две части. В одной части написать: «Чем я могу похвастаться»(те свои качества, которыми можете гордиться, которые считаете своими сильными сторонами). Когда первая часть упражнения будет выполнена, озаглавьте вторую часть листа «Чем это может мне помочь на экзамене».Напротив каждой своей сильной стороны вы должны написать, каким образом она сможет помочь вам во время экзамена».

4. Правильная подготовка к экзамену:

а) придерживайтесь основного правила: «Не теряй времени зря». Перед началом подготовки к экзаменам необходимо просмотреть весь материал и отложить тот, что хорошо знаком, а начинать учить незнакомый, новый, сложный;

б) новый и сложный материал учите в то время суток, когда хорошо думается, то есть высока работоспособность. Обычно это утренние часы после хорошего отдыха;

в) подготовьте место для занятий: уберите со стола лишние вещи. Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах;

г) составляйте план занятий на каждый день подготовки, четко определяя, что именно сегодня будет изучаться, какие именно разделы и темы;

д) к трудно запоминаемому материалу необходимо возвращаться несколько раз, просматривать его в течение нескольких минут вечером, а затем еще раз утром;

е) составляйте планы конкретных тем, вопросов; запишите их,  держите их в уме, а не зазубривайте всю тему полностью  «от» и «до».В конце каждого дня подготовки проверьте, как вы усвоили материал: вновь кратко запишитепланы всех вопросов, тем, которые были проработаны;

ж) заучиваемый материал лучше разбить на смысловые куски, стараясь, чтобы их количество не превышало семи. Далее смысловые куски необходимо укрупнять и обобщать, выражая главную мысль одной фразой. Текст можно сильно сократить, представив его в виде схемы типа «звезды», «дерева», и т. п.;

з) пересказ текста своими словами приводит к лучшему его запоминанию, чем многократное чтение.

и) заботьтесь о своем здоровье. Во время подготовки к экзаменам нужно хорошо и вовремя питаться (соблюдайте режим). Не забывайте о прогулках и спорте, делайте перерывы, хорошо отдыхайте - сон вам необходим;

к) ежедневно выполняйте упражнения, которые способствуют снятию внутреннего напряжения, усталости, достижению расслабления.

Советы родителям:

Как помочь детям подготовиться к экзаменам

  1. Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.

  2. Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально "сорваться".

  3. Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.

  4. Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.

  5. Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением.

  6. Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.

  7. Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.

  8. Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.

  9. Помогите детям распределить темы подготовки по дням.

  10. Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д.

  11. Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий). Большое значение имеет тренаж ребенка именно по тестированию, ведь эта форма отличается от, привычных ему,  письменных и устных экзаменов.

  12. Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.

  13. Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.

  14. Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:

·  пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;

·  внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка  уч-ся во время тестирования - не дочитав до конца, по первым словам ими уже предполагается ответ и они торопятся его вписать);

·  если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;

·  если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант.

И помните: самое главное - это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.

Психологические советы выпускнику:

Как лучше подготовиться к экзамену в форме ЕГЭ 

 Сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные пособия, тетради, бумагу, карандаши.

 Составь план подготовки: для начала определи: кто ты - "сова" или "жаворонок", и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы. Четко определяй, что именно будешь делать сегодня, какие именно разделы будут пройдены.

 В усвоении материала могут помочь некоторые приемы. В первую очередь нужно определить канал восприятия, через который вы наилучшим образом усваиваете информацию. 
Если вы воспринимаете все на слух, ваш 
канал аудиальный. 
Прием такой: записывайте свою речь на диктофон, а затем прослушивайте. Для вас это лучший способ запоминания.


Ваш канал визуальный, если вы воспринимаете видимую информацию, используете зрительный канал восприятия. 
Прием: при чтении текста представляйте образы к каждой фразе, предложению. Потом эти образы помогут восстановить весь текст. Еще можно переписать нужную информацию удобными блоками, составить схемы, нарисовать картинки. Можно воспользоваться правилом "краев". Обычно в учебниках вся нужная информация содержится в начале и конце, например, абзаца. Вот ее и старайтесь запомнить, не "забивая" голову серединным "мусором". 

К кинестетикам относятся те, кто воспринимает информацию движения через чувство, ощущение. 
Прием: вспоминаем свое расположение в пространстве, как мы сидели, стояли во время подготовки к экзаменам или на уроке, семинаре. Некоторым людям в запоминании поможет "развешивание слов на вешалках". Прием: к окружающему пространству, предметам "привязываем" образы. Например, эта комната - война такого-то года, а кухня - сражение при такой-то реке.

Для повышения интеллектуальной активности  можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета. Для этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах или эстампа.

 Начни с самого трудного – с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно «раскачаться», начни с наиболее интересного для тебя материала. Войдешь в рабочий ритм, и дело пойдет.

• Чередуй занятия и отдых.

• Готовясь экзамену, никогда не думай о том, что не справишься, а, наоборот, рисуй себе картину положительную. 
Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала.

• Выполняй как можно больше тестов по этому предмету. Эти тренировки ознакомят тебя с конструкциями тестовых заданий.

• Тренируйся иногда с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов (в части «А» в среднем уходит 2 минуты на задание).

 Оставь один день на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах. 

Накануне экзамена:
Накануне экзамена не следует очень долго заниматься. Ты уже устал, и не надо себя переутомлять. С вечера перестань готовиться к экзамену, прими душ, соверши прогулку. Выспись как можно лучше, чтобы проснуться отдохнувшим, с ощущением здоровья, боевого настроения. Ведь экзамен – это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности. 
В пункт сдачи экзаменов ты должен явиться без опоздания, лучше за полчаса до начала тестирования. При себе нужно иметь пропуск, паспорт, несколько ручек (на всякий случай). 
Продумай, как ты оденешься на экзамен: в пункте тестирования может быть прохладно или тепло, а ты будешь сидеть на экзамене несколько часов. 
Итак, позади период подготовки. 

Как вести себя во время сдачи экзаменов в форме ЕГЭ 
Экзаменационные материалы состоят из трех частей, в которых сгруппированы задания разного уровня сложности. Всегда есть задания, которые ты в силах решить. 
Задания части «С» отвечают более высокому уровню сложности, но соответствуют школьной программе – они доступны для тебя! 

Успокойся! 
Не пожалей двух-трех минут на то, чтобы привести себя в состояние равновесия. Вспомни о ритмическом дыхании, аутогенной тренировке. Подыши, успокойся. 
Будь внимателен! 
В начале тестирования тебе сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк). От того, насколько ты внимательно запомнишь все эти правила, зависит правильность твоих ответов! 
Соблюдай правила поведения на экзамене!

Не выкрикивай с места, если ты хочешь задать вопрос, подними руку! Твои вопросы не должны касаться содержания заданий, тебе ответят только на вопросы, связанные с правилами заполнения бланка или в случае возникновения трудностей с тестопакетом (опечатки, не пропечатанные буквы, отсутствие текста в бланке и т.п.). 
Сосредоточься! 
После заполнения бланка регистрации, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста. 
Торопись не спеша! Не бойся! 
Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется. 
Начни с легкого! 
Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься. Не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в обычный ритм. Ты освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы. 
Пропускай! 
Надо научиться пропускать трудные и непонятные места. 
Помни: в тесте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать баллов только потому, что ты не дошел до «своих» заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.

Читай задание до конца! 
Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условие задания по «первым словам» и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах. 
Думай только о текущем задании! 
Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому предыдущие знания не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот совет даст тебе и другой бесценный психологический эффект: забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое новое задание – это шанс набрать баллы. 
Исключай! 
Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном- двух вариантах, а не на всех пяти-семи (что гораздо труднее). 
Запланируй два круга! 
Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким, доступным для тебя заданиям (первый круг). Тогда ты успеешь набрать максимум баллов на тех заданиях, в ответах на которые ты уверен, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными вопросами, которые тебе вначале пришлось пропустить (второй круг).
Угадывай! 
Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь предпочесть какой-то ответ другим, то интуиции следует доверять! При этом выбирай такой вариант, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность. 
Поверяй! 
Обязательно оставь время для проверки своей работы, хотя бы для того, чтобы успеть пробежать глазами ответы и заметить явные ошибки. 
Не огорчайся! 
Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это не всегда реально. Учитывай, что количество решенных тобой задач вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки. 
Удачи тебе! 
Помни: ты имеешь право на подачу апелляции по процедуре проведения экзамена в форме ЕГЭ руководителю пункта проведения экзамена в день выполнения работы, не выходя из пункта проведения экзамена; ты имеешь право подать апелляцию в конфликтную комиссию в течение трех дней после объявления результата экзамена.

Дата последнего обновления страницы 28.03.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения